Возрастные особенности развития детей

Возрастные особенности развития детей
05.06.2018

По данным ВОЗ детским возраст считается от рождения до достижения 18 лет.

           В течение жизни ребенок развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Выделяют несколько основных этапов развития детей:

·                    Период новорожденности (от рождения до 6 недель жизни)

·                    Грудной возраст (до 1 года)

·                    Дошкольный возраст (до 6 лет)

·                    Младший школьный возраст (6-11лет)

·                    Пубертатный период (11-15 лет)

·                    Юношеский возраст (15-20 лет)

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно построенный процесс воспитания должен приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них.

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

В период от 3 до 6–7 лет у ребенка идет быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность – игра.

Мышление ребенка связано с его знаниями – чем больше он знает, тем больше запас представлений для возникновения свежих мыслей. В этом возрасте происходит наиболее продуктивное развитие речи. формирование социальных норм и трудовых навыков.

К концу дошкольного периода у детей появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Произвольное и непроизвольное внимание чередуются, переходят одно в другое. Слабо развиты у детей такие его свойства, как распределение и переключение. По этой причине – большая неусидчивость, отвлекаемость, рассеянность.

К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Если 3-летний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных чувств и желаний, то поступки 6-летнего ребенка более осознанны.

В 6-7-летнем возрасте его ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими. Ведущим делом становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся его отношения с окружающими.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга ребенка почти достигает веса мозга взрослого человека; быстро развивается его психика. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более явным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Становление личности школьника происходит под влиянием отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в систему коллективов (общешкольного, классного).

Развитие детей от 11 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

При возникновении несоответствия паспортного возраста ребенка и его фактическими умениями, и способностями на помощь педагогическим мероприятием приходит медицинская помощь.


Статью подготовила врач-психиатр детсский участковый Загинайко А.А.